пчёлы, пчеловодство, мёд, купить мед, продажа меда оптом, объявления, медоносы, лечение, рецепты, пчеловоды, новости, книги
 

Масштабы фальсификации не позволяют алтайским пчеловодам реализовать урожай прошлых лет

23 апреля 2012

Масштабы фальсификации не позволяют алтайским пчеловодам реализовать урожай прошлых лет

Почему алтайский мед теряет свою марку? Этот вопрос стал одним из главных на II Международной научно-практической конференции «Пчеловодство – XXI век», которая проходила 29-30 марта в Барнауле.

Масштабы фальсификации огромны, говорят эксперты. Половина того, что покупатель видит в магазинах – это медовый продукт. Более того, подделывают не только мед, но и другие продукты пчеловодства.

Первая проблема – это информационная фальсификация. По мнению, экспертов, эту проблему нужно решать незамедлительно, иначе имидж алтайского меда, который уже испорчен, пострадает еще больше. «Информационная фальсификация - это когда содержимое не соответствует основной надписи на упаковке. Именно основной, той, которая написана большими буквами, которые покупатель видит в первую очередь, - говорит председатель правления РОО «Союз пчеловодов и переработчиков пчелопродукции Алтайского края» Сергей Тастан.

На многих баночках с медом пишут: «Собрано на Алтае», «Разнотравье», «Луговой мед». Сергей Тастан говорит, что эти слова относятся к настоящему алтайскому меду, однако многие переработчики тоже активно пользуются ими. Они не скрывают, что в упаковке не мед, а медовый продукт, но это написано мелким шрифтом, и покупатель просто не обращает на это внимание. «В составе медового продукта мы видим такие компоненты как карамельная патока, сироп, патока крахмальная, лимонная кислота, - говорит Сергей Тастан. - Большая часть этих компонентов производится химическим методом, это не может быть натуральным продуктом, тем более алтайским медом, имя которого славили еще наши деды».

Вице-губернатор Александр Лукьянов, который выступил с приветственным словом на конференции, рассказывает: «Я в прошлом году ездил к родственникам в Москву и привез им баночку нашего алтайского меда, а они мне говорят, мол, зачем тащил этот мед, он у нас он в каждом киоске продается. Я своим, конечно, объяснил, что пока наш регион не производит столько меда, чтобы поставлять его в каждый магазин Москвы, а это значит, что там продается что угодно, только не алтайский мед. Но ведь всем этого не объяснить».

Сегодня Алтайский край производит в среднем до 7 тысяч тонн меда в год. По словам Сергея Тастана, каждый раз урожай стараются разделить на четыре части, только одна из которых готовится на экспорт.

Первая партия - 25% - продается в мини-сотах, это как раз экспортный вариант. Следующие 25% продукта остаются в сотах до появления заказа на этот мед. По словам Сергея Тастана, этот мед не откачивается, а значит, он дозревает и не окисляется. Потом, когда у меда появляется заказчик, он продается как свежеоткаченный.

Третья партия - еще 25% - идет сразу на реализацию. Этот мед откачивается примерно в середине августа и его стараются реализовать в течение двух-трех месяцев. «Мед нельзя откачивать до 14 августа, - рассказывает Сергей Тастан. - При императрице Екатерине Второй били за это розгами. Потому что считается, что мед созревает как раз к середине августа, а до этого он еще не готов».

Последние 25% - это мед, который идет на переработку – на кондитерские изделия, на композиции и прочие медовые продукты.

По словам Сергея Тастана, сейчас в крае еще не реализован мед урожая 2011 года – это 2500 тысячи тонн, однако переработчики уже завозят мед из других регионов, более дешевый, кондитерский мед и продают как известный всем алтайский мед.

«Почему на упаковке с йогуртом не написано молоко? - задаются вопросом пчеловоды и сами себе отвечают. - Потому что йогурт – это молочный продукт, и никто из покупателей не расстроится, что в упаковке с йогуртом окажется именно йогурт, а не молоко». Однако ответить на аналогичный вопрос, касающийся упаковки с медовым продуктом, они пока не могут.

«Можно назвать медовый продукт «Аленушка» или «Иванушка». Да как угодно, только бы в названии не было однокоренных слов со словом «мед». Именно эти слова, содержащие корень «мед», наносят большой урон», - возмущается Сергей Тастан.

Еще одна проблема – это регион-производитель. По словам пчеловодов, на многих упаковках с медовым продуктом указано, что регион-производитель Алтайский край. «Какое они имеют право указывать, что продукт произведен в Алтайском крае, если он просто здесь расфасован. Они покупают дешевый мед в Китае или еще где-нибудь, делают из него «Мед к чаю», раскладывают по баночкам и пишут, что производитель Алтайский край. То есть китайский мед у нас продается как алтайский, а наш настоящий мед мы не можем реализовать», - говорит Сергей Дмитриевич.

Цена алтайского меда, по мнению пчеловодов, в среднем не может быть ниже 200 рублей за килограмм. Минимальная закупочная цена – 100-110 рублей. Если цена ниже, говорят производители, то это мед низкого качества или массово собранный. Тот мед, который мог бы стать брендом региона, собирается высоко в горах или в тайге, а такого меда не может быть много, соответственно цена на этот продукт будет оправданно высокой, считают пчеловоды.

«Переработчикам выгодно покупать мед в Китае, Бразилии, Новой Зеландии, и любых других странах, - говорит Сергей Тастан, - там им возвращается НДС 18%. В среднем килограмм меда им обходится в 60 рублей. Вот и считайте, если от стоимости меда, который продается в магазине отнять налоги, упаковку, различные бонусы торговых сетей, то что останется в баночке? Настоящий мед не может стоить копейки! То, что мы покупаем в магазине – это сладкий ароматизированный крахмал».

Покупателю трудно определить подделку от настоящего меда, благодаря различным ароматизаторам и вкусовым добавкам. Однако пчеловоды утверждают, что если одновременно попробовать мед и медовый продукт, то разница будет заметной.

«У нас нет ГОСТА на медовый продукт, и переработчики этим пользуются. Они вводят в заблуждение покупателя. Вот, например, продается некий продукт, который называется «Мед к чаю» и человек искренне верит, что он покупает настоящий алтайский мед, ведь там где указан производитель, написано: Алтайский край. И эта продукция распространяется по всей России, что очень сильно бьет по репутации алтайского меда».

К тому же, по словам председателя, прежние ГОСТЫ устарели, и подогнать низкосортный мед под мед высокого качества довольно просто. «Взять самый простой дешевый мед, скупажировать его с более дорогим, добавить в него искусственную диастазу и мед получится по ГОСТУ», - рассказывает Сергей Тастан.

Первая задача, которую ставит перед собой Союз пчеловодов - это наведение порядка в нормативно-правовой базе, вторая – планируется ввести категории меда, например, самый качественный мед – это высший сорт, далее по убывающей до «кормового».

«Мед, который достоин высшего сорта – это мед без антибиотиков, пестицидов, такой продукт достоин и высокой цены, грубо говоря, 1000 рублей за килограмм. Мед, в котором, например, влажность больше – это мед более низкого качества, а значит должен быть дешевле».

Качество меда также зависит от того подогревали его при упаковке в тару или нет. «Мед нельзя перегревать, он теряет свои полезные свойства, - говорит замдиректора ГНУ НИИ пчеловодства Россельхозакадемии Рязанской области Лилия Бурмистрова, - поэтому мы пропагандируем ручную упаковку, без применения оборудования, в котором мед все равно нагревается».

В целом, для того чтобы определить качество меда необходимо определить целый комплекс показателей. «Сейчас у нас будет действовать новый национальный стандарт, в котором будут предусмотрены стандарты показателей, а значит подделать мед будет сложнее. Однако надо отметить, что подделывать продукцию у нас учатся очень быстро, поэтому над этим вопросом нужно работать постоянно», - говорит Лилия Бурмистрова.

Что касается покупателей, эксперты разводят руками и советуют быть просто внимательней, а также покупать мед у тех, кому доверяют. «Я бы не доверяла крем-медам, мягким, особенно зимой. Мед не может быть таким в зимнее время, потому стоит спросить о причинах такой мягкости», - советует Бурмистрова. Также эксперты советуют внимательно читать то, что написано мелким шрифтом на упаковке.

новости за апрель 2012 года


 
© пчёлы-мёд.рф, 2010–2017
сайт про мёд, пчел, пчеловодство
дизайн, создание сайта, раскрутка, поддержка: krav.ru