пчёлы, пчеловодство, мёд, купить мед, продажа меда оптом, объявления, медоносы, лечение, рецепты, пчеловоды, новости, книги
 

Пчеловодство в Приангарье держится за счёт пенсионеров-одиночек

25 декабря 2011

Пчеловодство в Приангарье держится за счёт пенсионеров-одиночек

Яркие и сладкие ярмарки мёда проходят в Иркутске регулярно. Мёд «хлопковый», «черничный», «пустырниковый», «брусничный» и «кедровый», есть даже мёд «василёк» и «расторопша». Интересно, что все эти диковинки, в том числе «таёжный» и «кедровый», – вовсе не сибирские сорта, а продаются под видом завозного мёда – алтайского или башкирского.

Трудно себе представить, как в тайге пчёлы «черничный» мёд собирают, но только за этой экзотикой народ в очередь выстраивается. Местные, иркутские продавцы стоят рядышком с традиционным «цветочным» и скучают, покупатель всё больше обходит их стороной.

Картинка, которую можно увидеть на медовых ярмарках, сложилась не случайно, она вполне наглядно отображает ситуацию в пчеловодческой отрасли Приангарья. В Иркутском клубе пчеловодов, кстати, единственном на весь регион, состоят около 70 человек. В основном это пенсионеры, имеющие небольшие пасеки по 20–40 ульев и работающие, что называется, «для души». Есть в клубе и несколько фермеров. Самый яркий пример – хозяйство наследственных пчеловодов Сергея и Тамары Неудачиных, которые держат 150 ульев.

На летний период пчеловоды со своими ульями выезжают в поле, чтобы обеспечить пчёл медоносами. Будущий урожай мёда напрямую зависит от того, насколько удачное место выберет пчеловод для «выпаса». Дикорастущих медоносов в Приангарье хватает, но много мёда с них не получишь. Поэтому пчеловоды стараются выезжать на культурные медоносы, такие как донник, фацелия, эспарцет. Здесь начинаются трудности. Нынешние сельхозпредприятия по большому счёту ещё не встали с колен и нынче не в состоянии закупать семена растений, которые так любят пчёлы. Поля, на которых когда-то рос донник, постепенно приходят в запустение. Найти сейчас хороший культурный медонос для пчеловода становится всё труднее. Это большая проблема, и объективных предпосылок для её кардинального разрешения пока нет.

Чиновники предлагают участие в областных программах, но всё это обставляется условиями, совершенно неприемлемыми для пчеловода-индивидуала, который держит от 20 до 40 ульев. Например, нужно зарегистрировать юридическое лицо со всеми вытекающими последствиями, получать не менее 75% доходов именно от пчеловодческой деятельности и отражать это в финансовой отчётности.

Есть и другой момент. Поле не только трудно найти, но и встать на него. Бывает достаточно часто, что владельцы полей выставляют пчеловодов прочь, хотя все знают: пчёлы – прекрасные опылители и повышают урожайность сельскохозяйственных культур на 30%. Например, в США принято даже приплачивать пчеловодам. Возрождение отрасли нужно начинать с возрождения организованных пасек при серьёзных хозяйствах. Тогда появятся поля, засеянные медоносами, начнётся централизованное противодействие фальсификату.  Альтернативой может стать, например, сеть фирменной торговли.

Пока о фирменной торговле речи нет. Мёд продаётся в любом магазине, но особенно охотно народ идёт на различные медовые ярмарки и выставки, поражающие воображение изобилием сортов и наименований. На ярмарках мёда очень просто нарваться на фальсификат, например, продаётся "черничный" или "клубничный" мёд, а эти растения нектара не выделяют. Как правило, фальсификат делается на основе китайского мёда-сырца, сахарного сиропа с добавлением ароматизаторов и красителей. Стоит китайский мёд очень дёшево, однако качество его часто оставляет желать лучшего. В Россию мёд из Поднебесной в основном попадает через Среднюю Азию.

На сегодня в России существует три раскрученных бренда медов – башкирский, алтайский и дальневосточный липовый. Хотя у дальневосточного есть одно существенное «но» в плане качества. Медосбор на Дальнем Востоке в силу климатических условий проходит очень бурно, настолько, что пчёлам не хватает сосудов для сбора нектара. Однако в силу тех же климатических особенностей мёд приходится откачивать из улья «недозревшим», слишком влажным и водянистым. Это не плохой мёд и не фальсификат, но качество у него часто невысокое. Покупая мёд из другого региона, гораздо проще нарваться на подделку. Или башкирский мед, который продается в России в тааких объемах, который в Башкирии никогда не собирают. Поэтому если хотите купить хороший мёд – берите у знакомого пчеловода.

Минсельхоз предоставил иркутским пчеловодам помещение в своём здании, где раз в месяц проходят заседания клуба. При отсутствии какой-либо централизованной государственной структуры пчеловоды организовали свою собственную. Клуб стал для них таким местом, где можно встретиться, поговорить, поделиться опытом. Среди членов клуба немало городских жителей.

Кстати, пчеловодство – это очень затратное занятие, особенно поначалу. Самый дешёвый улей, который в Иркутске можно купить с большим трудом, стоит от 2,5 до 3,5 тысячи рублей. Пчелосемья с ульем стоит не менее 10 тысяч рублей. Кроме того, нужен специальный инвентарь. В общем, если вы хотите завести пять семей, потребуется примерно 80 тысяч. А ещё нужно иметь очень много свободного времени.

новости за декабрь 2011 года


 
© пчёлы-мёд.рф, 2010–2024
сайт про мёд, пчел, пчеловодство
создание сайта, раскрутка, поддержка: krav.ru